Введение в предмет моделирование бизнес-процессов
Говоря о моделировании бизнес-процессов, мы будем пользоваться терминологией
сразу нескольких областей знаний, относящихся к экономике, информатике,
моделированию сложных систем. Поэтому, прежде чем двигаться дальше, необходимо
ввести ряд базовых понятий и определений.
Для начала попробуем разобраться, что, собственно, такое — «моделирование бизнеспроцессов». Бизнес-процесс определяется как логически завершенная цепочка
взаимосвязанных и повторяющихся видов деятельности, в результате которых ресурсы
предприятия используются для переработки объекта (физически или виртуально) с целью
достижения определенных измеримых результатов или создания продукции для
удовлетворения внутренних или внешних потребителей. В качестве клиента бизнеспроцесса может выступать другой бизнес-процесс. В цепочку обычно входят операции,
которые выполняются по определенным бизнес-правилам. Под бизнес-правилами
понимают способы реализации бизнес-функций в рамках бизнес-процесса, а также
характеристики и условия выполнения бизнес-процесса.
Составляющие бизнес-процесс действия могут выполняться людьми (вручную или с
применением компьютерных средств или механизмов) или быть полностью
автоматизированы. Порядок выполнения действий и эффективность работы того, кто
выполняет действие, определяют общую эффективность бизнес-процесса. Задачей
каждого предприятия, стремящегося к совершенствованию своей деятельности, является
построение таких бизнеc-процессов, которые были бы эффективны и включали только
действительно необходимые действия.
Термин моделирование имеет два основных значения. Во-первых, под
моделированием понимают процесс построения модели как некоего представления
(образа) оригинала, отражающего наиболее важные его черты и свойства. Если же модель
уже построена, то моделирование — это процесс исследования (анализа) функционирования
системы, вернее, ее модели. Базовой целью моделирования бизнес-процессов является
описание реального хода бизнес-процессов компании. При этом необходимо определить, что
является результатом выполнения процесса, кем и какие действия выполняются, каков их
порядок, каково движение документов в ходе выполнения процесса, а также насколько
процесс надежен (вероятность неудачного выполнения) и как он может быть
расширен/модифицирован в будущем.
Обеспечить прозрачность хода бизнес-процессов важно потому, что только в этом случае
владелец бизнес-процесса (сотрудник компании, управляющий ходом бизнес-процесса и
несущий ответственность за его результаты и эффективность), бизнес-аналитик,
руководство и другие заинтересованные стороны будут иметь ясное представление о том,
как организована работа. Понимание хода существующих бизнес-процессов дает
возможность судить об их эффективности и качестве и необходимо для разработки
поддерживающей бизнес ИТ-инфраструктуры. Успешная разработка прикладных систем,
обеспечивающих поддержку выполнения бизнес-процессов от начала до конца, возможна
лишь тогда, когда сами процессы детально ясны.
Моделью бизнес-процесса называется его формализованное (графическое, табличное,
текстовое, символьное) описание, отражающее реально существующую или
предполагаемую деятельность предприятия. Модель, как правило, содержит следующие
сведения о бизнес-процессе:
— набор составляющих процесс шагов — бизнес-функций;
— порядок выполнения бизнес-функций;
— механизмы контроля и управления в рамках бизнес-процесса;
— исполнителей каждой бизнес-функции;
— входящие документы/информацию, исходящие документы/информацию;
— ресурсы, необходимые для выполнения каждой бизнес-функции;
— параметры, характеризующие выполнение бизнес-функций и процесса в целом.