Конспект лекции 4
Управление процессом – вот что предполагает методология BPM. Существует множество определений, что такое бизнес-процесс, и выбрать какой-то один сложно. Но можно выделить ключевые свойства бизнес-процесса:
Повторяемость. Выполнение одних и тех же экземпляров по одному шаблону. Например, бизнес-процесс «Ремонт автомобиля». Каждый заказчик, который хочет отремонтировать автомобиль, проходит ряд этапов: приходит в офис, оформляет заявку, отдает в ремонт, оплачивает услуги, получает отремонтированный автомобиль, т.е. шаблон процесса один, но заказчик, автомобиль и сам ремонт различны.
Предсказуемость. Все задачи, события, развилки известны наперед. Хочется обратить внимание на это свойство. Сейчас не всегда бизнес-процесс «предсказуем» и мы можем определить реально ВСЕ развилки. Поэтому тут лучше сказать не предсказуемы, а полуформальны, для вариантов действий используется понятие «кейсы». Например, поведение пациента в больнице. Бизнес-процесс ли это? Да, но все ли развилки мы можем сразу определить, их может быть миллион.
Кросс-функциональность – участвует несколько бизнес-функций (подразделений).
Сквозной – история рассказана от начала и до конца. Бизнес-процесс должен иметь старт и финиш (результат его выполнения).
Методология BPM позволяет выстроить работу компании с помощью бизнес-процессов. Содержит в себе набор основных принципов и подходов к построению нотации BPMN, что решает поставленную задачу.
Нужно уметь реагировать на изменчивую сущность бизнес-процессов. Прежде всего, это связано с давлением внешней среды (изменение законодательства, стандартов и норм, растущие требования клиентов, недремлющие конкуренты, слияния и поглощения компаний), прогрессом в информационных технологиях, стремлением к совершенствованию внутри компании (сокращение издержек, увеличение продаж за счет повышения качества для потребителя, улучшение финансовых показателей). Поэтому говорить о внедрении как о разовом процессе – сделали и забыли как это позиционирует классический реинжиниринг, не приходится.
В методологии BPM рассматриваются следующие понятия:
Видение – образ глобального будущего. Это мир условно через 5 лет.
Миссия – глобальные шаги Компании. Что нужно делать Компании, чтобы соответствовать этому будущему миру. Место в этом мире.
Стратегия – конкретные шаги для достижения миссии.
Процессы – детализированные шаги стратегии.
BPM позволяет более гибко реагировать на изменчивость мира. Процессы изменчивы и это данность, в схему процесса могут и должны вноситься изменения. Отсюда возникает цикл «PDCA (Plan-Do-Check-Act)»:
Планирование
— Анализ процесса — Проектирование процесса
Действие
— Внедрение процесса — Исполнение процесса
Проверка
— Измерение эффективности — Сравнение с целевыми показателями
Корректировка
— Вмешательство в ход процесса — Изменение схемы процесса
В век цифровой трансформации методология BPM как никогда становится востребованной. Те компании, кто способен гибко и во время перестраивать свои бизнес-процессы повышают эффективность своего бизнеса.