Конспект лекции № 3

UML – унифицированный язык моделирования (Unified Modeling Language) – это система обозначений, которую можно применять для объектно-ориентированного анализа и проектирования.
Его можно использовать для визуализации, спецификации, конструирования и документирования программных систем.

UML является языком широкого профиля, это — открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования, в основном, программных систем. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация кода.

    Назначение языка UML:
  • Предоставить в распоряжение пользователей легко воспринимаемый и выразительный язык визуального моделирования, специально предназначенный для разработки и документирования моделей сло

    жных систем самого различного целевого назначения.

  • Снабдить исходные понятия языка UML возможностью расширения и специализации для более точного представления моделей систем в конкретной предметной области.
  • Описание языка UML должно поддерживать такую спецификацию моделей, которая не зависит от конкретных языков программирования и инструментальных средств проектирования программных систем.
  • Описание языка UML должно включать в себя семантический базис для понимания общих особенностей ООАП.
  • Поощрять развитие рынка объектных инструментальных средств.
  • Способствовать распространению объектных технологий и соответствующих понятий ООАП.
  • Интегрировать в себя новейшие и наилучшие достижения практики ООАП.
  • Сущность UML

      В UML используются четыре основных типа отношений:


    Зависимость ‒ это наиболее общий тип отношения между двумя сущностями.
    Ассоциация ‒ это наиболее часто используемый тип отношения между сущностями.
    Обобщение‒ это отношение между двумя сущностями, одна их которых является частным случаем другой.
    Отношение реализации указывает, что одна сущность является реализацией другой.

    Наиболее удачными оказываются компромиссные решения. Авторы UML пошли именно по этому пути.
    В основу описания UML положен метод раскрутки, то есть использование определяемого языка для определения этого языка. А именно, основные конструкции UML формально определены с помощью UML.
    Семантика: диаграммы классов/пакетов + ограничения (OCL = Object Constraints Language) + текст (plain english).
    Нотация: отображение семантики в картинке.

    При разработке UML были предложены и приняты разумные рекомендации по выбору нотации. Авторы исходили из того, что UML будет использоваться по-разному: начиная от не очень аккуратного рисования от руки на листке бумаги, печати черно-белых изображений в книгах и заканчивая созданием сложных диаграмм с помощью компьютера. Поэтому в качестве основных графических элементов были выбраны такие, которые было бы легко использовать во всех случаях.

    Фигуры в UML используются двумерные (т.е. их можно нарисовать на плоскости) и замкнутые (т.е. есть внутренняя и внешняя части). Фигуры могут менять свои размеры и форму, сохраняя при этом свои интуитивные отличительные признаки. Внутри фигур могут помещаться другие элементы нотации: тексты, линии, значки и даже другие фигуры. Единственное требование: должно быть однозначно понятно, что элемент нотации находится внутри фигуры, в частности, его изображение не должно пересекать границу фигуры.

    Линии в UML, естественно, одномерные. Линии всегда присоединяются своими концами к фигурам или значкам, они не могут быть нарисованы сами по себе. Форма линий произвольна: это могут быть прямые, ломаные, плавные кривые ‒ значения это не имеет. Толщина линий также произвольна. А вот стиль линии имеет значение. В UML используется два стиля линий: сплошные и пунктирные линии. Единственное требование: должно быть ясно, что дополнительный элемент относится именно к данной линии. Линии могут пересекаться, и это ничего не значит, но рекомендуется избегать таких случаев, поскольку это затрудняет восприятие.

    Значки в UML похожи на фигуры тем, что они двумерные, а отличаются тем, что не имеют внутренности, в которую можно что-то поместить, и, как правило, не меняют свою форму и размеры. Впрочем, значки в UML используются очень умеренно, а потому сохраняют свою основную функцию однозначно воспринимаемого иероглифа.

    Тексты в UML ‒ это последовательности различимых символов некоторого алфавита. Алфавит не фиксирован ‒ он только должен быть понятен читателю модели. В UML различаются прямые, курсивные и подчеркнутые тексты.

    One Reply to “Конспект лекции № 3”

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *