Арман Манукян

Моделирование на UML

UML (Unified Modeling Language) – унифицированный язык моделирования – это система обозначений, которую можно применять для объектно-ориентированного анализа и проектирования. Его можно использовать для визуализации, спецификации, конструирования и документирования программных систем.

История развития UML

UML ‒ это графический язык моделирования общего назначения, предназначенный для спецификации, визуализации, проектирования и документирования всех артефактов, создаваемых при разработке программных систем. (Г. Буч)

Назначения UML
Спецификация = описание (программы)
Спецификация ‒ это декларативное описание того, как нечто устроено или работает. Основное назначение UML ‒ предоставить, с одной стороны, достаточно формальное, с другой стороны, достаточно удобное, и, с третьей стороны, достаточно универсальное средство, позволяющее до некоторой степени снизить риск расхождений в толковании спецификаций.

Визулизация. Второе по важности назначение UML состоит в том, чтобы служить адекватным средством коммуникации между людьми. Разумеется, наглядность визуализации моделей UML имеет значение, только если они должны составляться или восприниматься человеком ‒ это назначение UML не имеет отношения к компьютерам.

Проектирование. UML предназначен не только для описания абстрактных моделей приложений, но и для непосредственного манипулирования артефактами, входящими в состав этих приложений, в том числе такими, как программный код. Другими словами, одним из назначений UML является, например, создание таких моделей, для которых возможна автоматическая генерация программного кода (или фрагментов кода) соответствующих приложений. Более того, природа моделей UML такова, что возможен и обратный процесс: автоматическое построение модели по коду готового приложения.

Документирование.

  • Все элементы модели могут содержать текстовое описание
  • Почти все инструменты могут собирать из них осмысленные документы
  • Почти никто из разработчиков этим не пользуется

    Способы использования UML:
    Рисование картинок, обмен информацией, спецификация систем, повторное использование архитектурных решений, генерация кода, имитационное моделирование , верификация моделей.

    Определение UML

    От искусственного языка требуется, чтобы он был:

  • точным
  • понятным
  • кратким
  • полным
    В основу описания UML положен метод раскрутки, то есть использование определяемого языка для определения этого языка. А именно, основные конструкции UML формально определены с помощью UML.
    Семантика: диаграммы классов/пакетов + ограничения (OCL = Object Constraints Language) + текст (plain english).
    Нотация: отображение семантики в картинке.

    В описании UML используются три языковых уровня.

  • Мета-метамодель — описание используемого формализма
  • Контекстно-свободная грамматика
  • Метамодель — описание языка
    Infrastructure + Superstructure

  • Модель — использование языка

    Нотация UML
    При разработке UML были предложены и приняты разумные рекомендации по выбору нотации. Авторы исходили из того, что UML будет использоваться по-разному: начиная от не очень аккуратного рисования от руки на листке бумаги, печати черно-белых изображений в книгах и заканчивая созданием сложных диаграмм с помощью компьютера. Поэтому в качестве основных графических элементов были выбраны такие, которые было бы легко использовать во всех случаях. Типов элементов нотации пять:

  • фигура (shape);
  • линия (line);
  • значок (icon);
  • текст (text);
  • рамка(frame).
  • 1 мнение к “Моделирование на UML

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *