Моделирование бизнес-процессов

Моделирование на UML

UML (англ. Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) — язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения, для моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур.

UML является языком широкого профиля, это — открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования, в основном, программных систем. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация кода.

История развития UML

Назначение UML

  • Спецификация.
  • Основное назначение UML ‒ предоставить, с одной стороны, достаточно формальное, с другой стороны, достаточно удобное, и, с третьей стороны, достаточно универсальное средство, позволяющее до некоторой степени снизить риск расхождений в толковании спецификаций.

  • Визулизация.
  • Второе по важности назначение UML состоит в том, чтобы служить адекватным средством коммуникации между людьми. Разумеется, наглядность визуализации моделей UML имеет значение, только если они должны составляться или восприниматься человеком ‒ это назначение UML не имеет отношения к компьютерам.

    Важно! Графическое представление модели UML не тождественно самой модели. Это важное обстоятельство часто упускается из виду при первом знакомстве с UML

  • Проектирование.
  • UML предназначен не только для описания абстрактных моделей приложений, но и для непосредственного манипулирования артефактами, входящими в состав этих приложений, в том числе такими, как программный код. Другими словами, одним из назначений UML является, например, создание таких моделей, для которых возможна автоматическая генерация программного кода (или фрагментов кода) соответствующих приложений. Более того, природа моделей UML такова, что возможен и обратный процесс: автоматическое построение модели по коду готового приложения.

  • Документирование.
  • Модели UML являются артефактами, которые можно хранить и использовать как в форме электронных документов, так и в виде твердой копии. В последних версиях UML с целью достижения более полного соответствия этому назначению сделано довольно много. В частности, специфицировано представление моделей UML в форме документов в формате XMI, что обеспечивает практическую интероперабельность при работе с моделями. Другими словами, модели UML не являются вещью в себе, которой можно только любоваться ‒ это документы, которые можно использовать самыми разными способами, начиная с печати картинок и заканчивая автоматической генерацией человекочитаемых текстовых описаний.

    Чем НЕ является UML
    Во-первых, UML не является языком программирования.

  • Во-вторых, UML не является спецификацией инструмента.

  • В-третьих, UML не является моделью процесса разработки приложений.

    Способы использования UML
    Из сказанного выше видно, что UML предназначен для решения различных задач, соответственно он может быть использован и практически используется по-разному. Далее мы перечисляем различные способы использования UML.

  • Рисование картинок.
  • Графические средства UML можно и нужно использовать безотносительно ко всему остальному. Даже рисование диаграмм карандашом на бумаге позволяет упорядочить мысли и зафиксировать для себя существенную информацию о моделируемом приложении или иной системе.

  • Обмен информацией.
  • Сообщество людей, применяющих и понимающих UML, стремительно растет. Если вы будете использовать UML, то вас будут понимать другие, и вы будете понимать других «с полувзгляда».

  • Спецификация систем.
  • Это важнейший способ использования UML. И хотя не во всех случаях UML оказывается абсолютно адекватным средством спецификации, мы надеемся, что по мере развития языка все меньше будет оставаться таких исключений, где UML неприменим.

  • Повторное использование архитектурных решений.
  • Повторное использование ранее разработанных решений ‒ ключ к повышению эффективности. Наше мнение по этому поводу изложено в разделе 5.2. К сожалению, модели UML пока что повторно используются в весьма ограниченных масштабах.

  • Генерация кода.
  • Генерировать код нужно и можно, но возможности имеющихся инструментов не стоит переоценивать.

  • Имитационное моделирование.
  • Возможности построения моделей UML, из которых путем вычислительных экспериментов можно было бы извлекать информацию о моделируемом объекте, пока что уступают возможностям специализированных систем, сконструированных для этих целей.

  • Верификация моделей.
  • Было бы замечательно, если бы по модели можно было бы делать формальные заключения об ее свойствах: модель непротиворечива, согласована, эффективна и т.п. Кое-что UML позволяет проверить, но, конечно, очень мало. Здесь уместно привести аналогию с традиционными системами программирования: они позволяют быстро и надежно избавиться от синтаксических ошибок, но с логическими ошибками дело обстоит гораздо хуже.

    Метод определения UML
    В основу описания UML положен метод раскрутки, то есть использование определяемого языка для определения этого языка. А именно, основные конструкции UML формально определены с помощью UML. Конечно, с чего-то раскрутку нужно начать, и это описано в UML неформально, с помощью текстов на естественном (английском) языке.

    В описании UML используются три языковых уровня:

  • Мета-метамодель, то есть описание языка, на котором описана метамодель.
  • Метамодель, то есть описание языка, на котором описываются модели.
  • Модель, то есть описание самой моделируемой предметной
  • области.
    Таким образом, основная идея описания UML вполне традиционна и согласуется с общепринятой практикой: мета-метамодель ‒ это описание используемого формализма; метамодель ‒ это и есть собственно описание языка (элементов моделирования); там, где формализм не срабатывает, на помощь приходит естественный язык и все это сопровождается примерами фрагментов моделей.

    Нотация UML
    При разработке UML были предложены и приняты разумные рекомендации по выбору нотации. Авторы исходили из того, что UML будет использоваться по-разному: начиная от не очень аккуратного рисования от руки на листке бумаги, печати черно-белых изображений в книгах и заканчивая созданием сложных диаграмм с помощью компьютера. Поэтому в качестве основных графических элементов были выбраны такие, которые было бы легко использовать во всех случаях. Типов элементов нотации пять:

  • фигура (shape);
  • линия (line);
  • значок (icon);
  • текст (text);
  • рамка(frame).
  • Привет! Меня зовут Юля. Я являюсь студенткой первого курса Бизнес-информатики! Это действительно то направление, которое я хотела бы изучить. Я верю, что впереди ждет все только самое интересное!

    2 комментария

    Добавить комментарий для Комаров Игорь Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *