BPM (Business Process Managment) — концепция управления, объединяющая цели организации с ожиданиями и потребностями клиентов, путем обеспечения эффективного выполнения бизнес-процессов. Разработчик — международная организация BPMI (Business Process Managment Initiative).

BPM как подход:

  • Совершенствование оперативной деятельности
  • Реорганизация (крупномасштабные изменения)
  • Процессно-ориентированый подход
  • Взгляд на бизнес через модели процессов и в привязке к явным бизнес-правилам и операционно-техническим параметрам.

Основные работы цикла управления процессами в BPM:

  • Моделирование
  • Анализ
  • Проектирование
  • Управление эффективностью
  • Трансформация процессов

BPMN
Business Process Model and Notation

Цель создания BPMN:

  • устранение расхождения между моделями бизнес-процессов и их реализацией.
  • языки XML, разработанные для исполнения бизнес-процессов, теперь могут быть визуализированы в графической нотации, понятной обычным бизнес-пользователям
  • бизнес-пользователи, внедренцы, заказчики и поставщики получают простые средства доступа к информации о процессе.
BPMN 2.0
1. Бизнес-процесс описывается «как есть» и
 сразу подвергается автоматизации, то есть переносу в рабочую систему управления бизнес-процессами
2. Для управления процессами должна использоваться система, в которой графическая модель процесса автоматически  преобразуется в программный код бизнес-приложения. Такая система позволяется сразу после создания BPMN-модели начать
выполнение смоделированного процесса в системе.
3. Если есть потребность в улучшении или изменении хода реализации процесса, то (по заданию аналитика или бизнес-пользователя) это можно реализовать в короткие сроки без существенных затрат, поскольку подход позволяет перенастроить приложение в соответствии с требованиями пользователя довольно легко.
Основные категории элементов BPMN:
1. Роли
2. Объекты потока управления
3. Соединяющие объекты
4. Артефакты
1. Роли
Пул предназначен для отображения потока рассматриваемого процесса. Содержимое пула — это и есть тот процесс, диаграмма которого рассматривается. На диаграмме развернутый пул может быть только один.
Дорожка предназначена для отображения организационных единиц (должности, подразделения, роли, внешнего субъекта) — исполнителей задач и подпроцессов процесса BPMN.

 

 

2. Объекты потока управления
  1. события (events)
  2. действия (activities)
  3. логические операторы (gateways)
События (events):
  • Изображаются окружностью
  • Означают какое-либо происшествие в мире
  • Отвечают на вопрос «Что произошло?» или «Какой момент времени наступил?
  • События инициируют действия или являются их результатами.

В одно событие может «входить» только одна стрелка и «выходить» из события одна стрелка.

Согласно расположению в процессе события могут быть классифицированы на:
Действия (activities) / Задачи (Задания (tasks) — это единица работы, элементарное действие в процессе. В одно действие (задачу) может «входить» только одна стрелка и «выходить» из события одна стрелка.

Множественные экземпляры действия показывают, что одно действие выполняется многократно, по одному разу для каждого объекта.

Циклические действия/Стандартные повторения — процесс будет повторяться до тех пор пока не получен нужный результат.

Логические операторы:
  • Изображаются ромбами
  • Представляют точки ветвления в процессе
  • Синхронизируют потоков управления

Кроме операторов ИЛИ и И также используются:

Сложный оператор имеет несколько условий, в зависимости от выполнения которых активируются исходящие ветви. Он затрудняет понимание диаграммы, так как условия, определяющие семантику оператора, графически не выражены на диаграмме. Использование оператора нежелательно.

Развилка по событиям

Исключающая развилка по событиям

Параллельная развилка по событиям

3. Соединяющие объекты
Ad-hoc-подпроцесс — содержит задания.Задания выполняются до тех пор, пока не выполнено условие завершения подпроцесса.

 

Свёрнутый подпроцесс является составным действием, но скрывает детали реализации процесса. Развёрнутый процесс является сложным действием и показывает внутри себя собственную диаграмму бизнес-процессов.

 

 

Автоматическая задача: Выполняется механизмом или сервисом автоматически, без участия сотрудника (участника, исполнителя, человека).

 

 

Пользовательская задача: Выполняется сотрудником (участником, пользователем) с использованием сервиса или механизма (оборудования).

 

 

Ручная задача: Выполняется сотрудником (участником) без использования сервисов / механизмов/ оборудования.

 

 

 

 

 

Выполнение сценария. Сценарий создается заранее и представляет собой последовательность действий. Сценарий по сути является процедурой

 

 

Обращение к бизнес-правилу. Запускает действие какого-то правила. Предполагает наличие определенных условий и вариантов действий.


Юткина Дарья

Меня зовут Даша. Мне 18 лет. Я студентка первого курса ЮУрГУ. Учусь по специальности "Бизнес-информатика". Не особо в этом не разбираюсь, но думаю, что всё впереди.

1 комментарий

Свежинцев Владислав · 10.05.2021 в 23:05

Полезная и информативная лекция,спасибо!

Добавить комментарий

Avatar placeholder

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *